Форсунки для распыления антигололедных реагентов
В зимний период поддержание дорог в надлежащем с точки зрения безопасности состоянии требует навыков и знаний современных технологий. Жидкие реагенты все больше и больше приходят на смену обычной технической соли. За рубежом уже давно используются технологии предварительного увлажнения и противогололедной обработки дорожного покрытия жидкими химикатам.
Распыление жидких реагентов форсунками
Предварительное увлажнение представляет собой нанесение жидкого реагента на частицы твердого сыпучего химиката перед или во время разбрасывания его на дорожное покрытие. При таком увлажнении частицы сыпучего реагента абсорбируют незначительное количество жидкого реагента, что увеличивает их плотность. Увлажнение умягчает, покрывает оболочкой и способствует постепенному растворению частиц сыпучего материала на дорожном покрытии. Таким образом, увлажненный твердый антигололедный реагент дольше сохраняется на дороге, меньше разлетается при движении автомобилей. В качестве увлажнителя для сыпучих материалов могут использоваться растворы соли, хлорида кальция или магния, а также их смеси. Предварительное увлажнение может осуществляться как во время загрузки сыпучего реагента в коммунальную машину, так и во время непосредственного нанесения на дорожное покрытие в процессе движения. В обоих случаях используются полноконусные, плоскоструйные или даже цельноструйные форсунки, которые установлены на стационарных постах загрузки или на навесном оборудовании коммунальной машины.
Антигололедная обработка, предупреждение обледенения (anti-icing) – это проактивная стратегия контроля за таяньем снега и образованием наледи на дорожном покрытии. Она заключается в нанесении небольшого количества жидкого реагента на дороги или мосты перед предполагаемым выпадением осадков или понижением температуры, чтобы предотвратить образование наледи. В России такой поход, к сожалению, не совсем популярен. У нас реагенты используются во время или после выпадения осадков или образования наледи для того, чтобы облегчить городским коммунальным службам очистку дорожного покрытия. Такую стратегию относят к устранению обледенения (deicing).
К преимуществам антигололедной обработки можно отнести:
- Улучшение качества дорожного покрытия за счет лучшего сцепления с дорогой, сокращение аварийности;
- Расход химикатов на предупреждение обледенения гораздо меньше, чем на его устранение после его образования;
- Обработка необходима только за несколько дней до осадков/понижения температуры;
- Уборка после выпадения осадков происходит с меньшими затратами на чистку дорожного покрытия ото льда;
- Возможна установка автоматических, стационарных противообледенительных систем.
Форсунки для автоматических распылительных антигололедных систем
Автоматизированные противогололедные системы представляют собой комплекс оборудования для предупреждения обледенения дорог и мостов с автоматическим распылением жидких реагентов форсунками.
Обычно система включает в себя огороженную, стоящую за полотном, насосную установку и резервуар с жидким химикатом (например, ацетатом калия), подвод которого к форсункам/клапанам осуществляется по сети трубопроводов под дорогой, различных датчиков температуры, влажности и блока управления, соединенного с главным компьютером в офисе дорожной управляющей компании.
Кстати, лед на дорожных покрытиях мостов образуется быстрее, чем на дорогах, так как холодный ветер проходит и по поверхности проезжей части моста, так и снизу, под пролетами.
В Европе и в Северной Америке подобные системы уже стали стандартом оборудования мостовых сооружений в местах с повышенной аварийностью, уклонами и в горной местности.
В противообледенительной системе используются специальные сенсоры, встроенные в дорожное покрытие, которые связаны с небольшой метеостанцией, расположенной неподалеку. Один из сенсоров отслеживает, мокрая или сухая в данный момент мостовая дорога, другой измеряет ее температуру, а в третьем температура всегда на 3,6 градуса ниже, чем на остальной дороге. Лед образуется на этом датчике раньше, чем на всем мосту, и, таким образом, этот датчик и дает команду к запуску работы форсунок.
Форсунки, встроенные в дорожное полотно моста, распыляют реагент на высоту 30 см над уровнем дороги. Это могут быть как плоскоструйные, так и полноконусные форсунки. В отличие от сыпучих реагентов, задача жидкого химиката, распыляемого через форсунки, предотвратить образования льда на мосту, а не плавка уже образовавшейся наледи. Компьютер регулирует количество распыляемой жидкости, полагаясь на информацию с других сенсоров и метеостанции.
Стоимость таких систем может варьироваться в зависимости от комплектации. Например, администрация штата Миннесота (США) заплатила 537000 долларов за установку автоматической антигололедной форсуночной системы на мосту через реку Миссисипи на участке длиной 580 метров.
Форсунки для антигололедной обработки взлетно-посадочной полосы и наземного комплекса аэропорта
Эффективные и надежные технологии противогололедной обработки являются приоритетом для любого аэропорта, так как это напрямую касается безопасности. В работе аэропорта нужно учитывать все возможные риски и погодные условия и, конечно, иметь соответствующие машины и оборудование для гибкого реагирования на те или иные ситуации.
В аэропортах используют машины для распределения жидких противогололедных реагентов (например, Schmidt). Распыление реагента происходит через плоскоструйные форсунки, расположенные на складных распылительных штангах за кабиной, перед шасси, а также на навесном контуре распыления сзади автомобиля. В зависимости от скорости движения распыление может регулироваться за счет постепенного включения подачи реагента на 3 ряда форсунок. Включение подачи жидкого противогололедного реагента на одном или одновременно на всех рядах с форсунками зависит от необходимого расхода и скорости движения машины по взлетно-посадочной полосе аэропорта. Машина имеет несколько программ, настроенных на разные химикаты, их дозировку, что позволяет аккуратно, равномерно и регулируемо наносить жидкие реагенты.
Есть и более простые машины с одним рядом форсунок (с креплением к штанге на хомутах) для антигололедной обработки ВПП аэропорта.