Мойка жд цистерн и молоковозов
Железнодорожные вагоны-цистерны, в основном, предназначены для перевозки нефтепродуктов, химического сырья и пищевых масел. А самым распространенным типом автоцистерн являются молоковозы. Каждая цистерна (жд или авто) имеет индивидуальные геометрические параметры и конструктивные особенности, но все они периодически нуждаются в качественной внутренней мойке.
Посты централизованной мойки жд цистерн называют промывочно-пропарочными станциями и располагаются они в крупных транспортных железнодорожных узлах на каждой из дорог-филиалов АО «РЖД», а также на вагоноремонтных заводах.
Эти пункты подготовки и промывки создаются для очищения и мойки жд цистерн, автоцистерн или танк-контейнеров от остатков нефти и нефтепродуктов, нефтехимии, растворов лекарственных препаратов. В пищевой промышленности предприятия молочного и масло-жирового сектора также оснащают свои заводы автоматизированными пунктами мойки молоковозов или автоцистерн для перевозки масла.
Мойка авто- и жд цистерн обычно производится, когда предполагается налив нового продукта, или для полной очистки цистерны перед ее ремонтом. Мойка молоковозов осуществляется регулярно после слива всей партии на пункте приемки.
Процесс промывки жд цистерн
Мойка железнодорожной цистерны от нефтепродуктов начинается с открытия крана нижнего слива, для того чтобы избавиться от остатков продукта. Затем открывается верхний люк и происходит проветривание. В зависимости от класса опасности продукта, остаточные пары могут направляться в специальные резервуары. Танк-контейнеры, которые перевозят, например, сжиженный нефтяной газ (LPG) или винилхлорид мономер (VCM) не имеют люка нижнего слива, для них используется специальная технология отвода остаточных испарений, и уже затем производится пропарка.
Когда уровень взрывоопасности остаточных испарений упадет ниже уровня искрообразования и детонации, техник спускается в цистерну, чтобы механически очистить и сгрести остатки продукта внутри цистерны. Второй техник наверху постоянно контролирует уровень испарений и помогает коллеге в процессе. Экипировка техников включает в себя защитную одежду, портативный газоанализатор, маска с подачей воздуха и искробезопасный скребок. Безопасность в процессе мойки жд цистерн должна быть в приоритете!
После механического соскребания остатков начинается пропарка, которая длится от 2 до 4 часов, целью которой является размягчение и разрыхление оставшихся донных отложений и загрязнений на стенках. После остывания стенок цистерны и повторного, если необходимо, соскабливания прилипших остатков вручную, в цистерну опускается патрубок с ротационной моющей головкой струйного типа.
В качестве моющего средства применяются специальные растворы, или, к примеру, для отмывки битумных цистерн используют комбинацию подачи горячего дизельного топлива, раствора гидроксида натрия, и далее обычной промывной воды для ополаскивания. Для мойки пищевых автоцистерн, спиртовозов или молоковозов после пропарки достаточно лишь струйной мойки обычной водой.
По окончании промывки в люк примерно на 1 час опускается воздушная сушилка. После этого процесс мойки жд цистерны можно считать завершенным.
Кстати, сливы остатков нефтепродуктов пакуются в бочки и идут на переработку.
Сравнение мойки цистерн и молоковозов высоким и низким давлением
Системы CIP мойки жд цистерн и молоковозов традиционно строятся либо на высоком, либо на низком давлении. Надо признать, что готовых решений под ключ с использованием вращающихся моечных головок высокого или сверхвысокого давления в России представлено гораздо больше, чем аналогичных на низком давлении. Такие компании как Керхер, OMZ, Bolondi, Uraca, Лименс являются лидерами в секторе решений для мойки под высоким давлением и имеют линейку оборудования для постов мойки цистерн. К тому же высокое давление всегда ассоциируется с посылом, что оно уж точно отмоет любые загрязнения, и даже, возможно, без применения химии.
С нашей точки зрения высокое давление для горизонтальных цистерн длиной 7-10 метров не всегда лучше, чем мойка головками низкого давления.
Ниже представлены аргументы, свидетельствующие не в пользу выбора ротационных моющих головок высокого давления для мойки цистерн и молоковозов.
❶ Для трудных загрязнений цельная струя высокого давления не так эффективна, как крупнокапельная струя низкого давления
❷ Поток капель в струе под высоким давлением быстрее распадается в пыль, соударяясь с воздухом
❸ С увеличением расстояния эффективность струи при высоком давлении падает. Маленькие капли имеют незначительное либо вообще незаметное воздействие на загрязнение
❹ Насосные агрегаты мойки высокого давления достаточно дорогие и очень энергозатратны
❺ Ремонт и обслуживание систем мойки ВД требуют значительных затрат
❻ Повторяемое умеренно сильное воздействие на загрязнение более эффективно для мойки от сильных загрязнений
Особенности мойки цистерн при различном расположении моющих головок
При мойке жд цистерн и молоковозов поток капель струи, вылетающей из сопла моющей головки, достигает самых дальних концов котла цилиндрической горизонтальной емкости. Однако высокая интенсивность мойки наблюдается только в тех секторах стенок емкости, которые находятся ближе к моющей головке. Это одинаково справедливо как для ротационных моющих головок высокого, так и низкого давления.
Обычно моющие головки, опускаемые в люк цистерны, располагаются вертикально. При таком расположении наибольшее покрытие и интенсивность воздействия на загрязнение происходит в верхней и нижней части цистерны. По мере приближения к дальним стенкам цистерн или молоковозов разлет струй и потеря ударной силы увеличивается.
Тем не менее, мощные ротационные моющие головки струйного типа серии 5TM являются наиболее эффективным решением для мойки жд цистерн и безсекционных молоковозов. Данные головки с 2-мя или 4-мя соплами могут работать в емкостях и цистернах диаметром до 24 м при рабочем давлении всего лишь 5 бар. Эта моющая машинка для цистерн генерирует сильные цельноструйные потоки, которые эффективно работают на разрушение загрязнения, и за счет повторяемости и последовательности воздействия, хорошо осуществляют промывку.
Зоны загрязнения в торцевых частях цистерн являются наиболее критичными при мойке! Специалисты компании Lechler, на основании проведенных исследований, опытных моек и моделирования, выяснили, что расположение головки в горизонтальной плоскости значительно увеличивает эффективность мойки стенок в торцевых участках. Моющая головка 5 TM IntenseClean может работать и при горизонтальной установке при помощи патрубка специальной формы. При работе головки в горизонтальном режиме, когда головка, к примеру, расположена на расстоянии около 7 м (радиус) от крайних стенок, поток воды, попадающий в верхнюю и центральную части торцов цистерны в 2 раза больше, чем при вертикальной установке. Таким образом, моющий раствор направляется в большем объеме в самые проблемные места, а в центральных секторах цистерны его расход меньше.
Что касается места расположения моющей головки 5 TM при работе в горизонтальном режиме, то наиболее оптимальным является установка головки по центру цистерны. По высоте головка должна располагаться либо в верхней трети, либо строго посередине, а нижняя крышка моющей головки должна смотреть на торцевые стенки.
Мойка многосекционных молоковозов и цистерн
Внутреннее пространство жд цистерн и молоковозов может быть разделено на несколько секций. Сами перегородки могут быть и не глухими, но в любом случае они представляют серьезное препятствие для работы моющей головки, опущенной через центральный люк.
Решение здесь довольно простое – опускать моющую головку поочередно в каждую секцию. Но при этом уже можно использовать и более дешевую моющую головку из ассортимента фирмы Lechler. Речь идет о моющих головках серии 5S3 или 5S5. Данные вращающиеся моечные головки с контролируемым вращением предназначены для емкостей с секциями длиной от 2 до 5 м и, работая при рекомендованном давлении 5 бар, генерируют сильные плоскофакельные струи. Эти головки также отлично справятся с сильными загрязнениями, как и серия 5TM, но по цене будут гораздо привлекательнее.
В некоторых цистернах предусмотрен специальный рельсовый путь и соответствующие окна во внутренних перегородках для движения моющей головки. Головка серии 5TM устанавливается на специальную роликовую тележку и может передвигаться из секции в секцию, оптимизируя процесс мойки.
Если речь идет о последовательной мойке многосекционной цистерны или молоковоза от легких загрязнений или для целей ополаскивания, то здесь уместно использовать моющие головки 569 серии и серии 5MI.
Моечные головки и моечные машинки низкого давления фирмы Лехлер являются оптимальным выбором для мойки котлов железнодорожных цистерн, молоковозов. Они также могут применяться для замывки танков на морских судах, а также для мойки нефтяных хранилищ и резервуаров.